Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать:
«И не давайте несмышленым ваши имущества, которые Аллах сделал для вас средством существования. И кормите их из них, и одевайте их и говорите им слово доброе» (аят 5).
«Несмышленые» — это малолетние сироты, которые не в состоянии правильно распоряжаться имуществом. Однако ученые обобщили это предписание и причислили к неразумным людям всякого человека, не умеющего правильно распоряжаться имуществом.
Значение, которое мы переводим как «несмышленый», в арабском языке выражено словом сафих, что во множественном числе имеет форму суфахаа. На самом деле это слово означает «легкомыслие», «безрассудство». Исходя из этого, мы можем назвать неразумных людей «теми, кто легкомысленно, безрассудно относится к распоряжению имуществом». Упоминаемое в аяте имущество — это, по сути, имущество тех самых несмышленых людей, имущественные права сирот, что остались без отца. Из-за того, что они несмышленны в распоряжении имуществом и не умеют разумно пользоваться им, лицам, которые взяли сирот на свое попечение, повелевается не давать им его.
«И не давайте несмышленым ваши имущества, которые Аллах сделал для вас средством существования».
Большая мудрость заключается в том, что при изложении этого повеления Аллах говорит не «их имущества», а «ваши имущества». Священный Куръан причисляет личное — частное имущество неразумных людей к общественному имуществу. Выходит, имущество, находящееся в руках мусульман, одновременно считается также и имуществом мусульманской общины. И община ответственна за то, чтобы это имущество не было растрачено понапрасну, потому что оно имеет огромную ценность в жизни отдельных лиц и общин. Поэтому Всевышний Аллах называет его «средством существования».
Да, таким рассматривает Ислам имущество в этом мире. Каждый мусульманин обеспечивает сохранность имущества, что в его распоряжении. Если его предоставить несмышленому, он, говоря, «я же расходую свое имущество», может лишить многих благ и всю общину.
Следуя этому аяту, улемы выработали правило под названием хаджр. Это слово лексически означает «затвердить», что больше подходит к русскому значению «заморозить средства». На практике это слово обозначает запрещение расходовать имущество по своему усмотрению неразумным людям, то есть не умеющим правильно распоряжаться имуществом.
Хаджр применяется в различных ситуациях. К примеру, если возраст сироты мал, в отношении него применяется хаджр. Маленькие дети не могут самостоятельно распоряжаться доставшимся им наследством. Не имея жизненных навыков и неправильно расходуя наследство, дети могут лишиться имущества. Поэтому имущество такой сироты поручается лицу, которое взяло над ним опеку. Взявший на себя попечение хранит это имущество, не злоупотребляя им, и когда сирота достигнет совершеннолетия — выходит из состояния «несмышленности», тот возвращает ему его имущество.
Также хаджр применяется и по причине сумасшествия. Само собой разумеется, сумасшедший человек попусту растратит имущество. И его имущество также вверяется одному из его близких людей в качестве аманата. Если Аллах дарует излечение и он выздоровеет, то имущество вновь возвращается ему.
Еще одна из причин, по которой к имуществу применяется правило хаджр, — это необоснованные и никчемные расходы. Если в разуме и религии человека существуют изъяны, и он станет неправильно тратить имущество, то в такой ситуации также применяется хаджр. Потому что своей «несмышленностью» он наносит большой вред не только себе лично, но также и мусульманской общине.
В нашем шариате также существует хаджр, применяемый к имуществу тех, кто обанкротился. Например, человек брал заем у нескольких людей и не возвращает, не имеет возможности. Если кредиторы обратятся к кадийу, тот применит хаджр к имуществу должника. То есть кадий запретит ему расходовать свое имущество по своему усмотрению. Он введет в действие решение, чтобы поступающее на его счет имущество распределялось и раздавалось кредиторам.
Разумеется, владельца имущества сильно задевает, когда у него отбирают его имущество по причине хаджра. Принимая во внимание это обстоятельство, во второй половине аята говорится:
«И кормите их из них, и одевайте их и говорите им слово доброе».
В соответствии с этим, из имущества «несмышленых», к которым был применен хаджр, расходуется на их пропитание и одежду, то есть на повседневное содержание. Им говорится доброе слово, то есть ведется пояснительная работа. Разъясняется, что хаджр не является проявлением несправедливости к ним, а только пользой.
3. Попечение души и имущества.
Пример этому — стать валийем богатому сироте. При этом валий, воспитывая сироту, отвечает также за защиту имущества этого ребенка.
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф